Тысячелетняя София Киевская – кладезь мудрости, тайн и открытий.

Тысячелетняя София Киевская – кладезь мудрости, тайн и открытий.В 2011 году в соответствии с Календарем памятных дат ЮНЕСКО международная общественность отметила тысячелетие Софии Киевской.
На первый взгляд эта дата противоречит тем летописным сообщениям о дате основания Софии, где названы 1017 и 1037 годы. В первую очередь хочется сказать, что эти даты пришли к историкам из поздних летописных списков XIII – XV веков, и пояснены они могут быть тенденциозностью летописей, в которых книжники Ярослава стремились приурочить дату основания Софии Киевской к главным вехам правления этого князя. В 1016 году Ярослав возвратился в Киев из Новгорода, а в 1036 он стал самодержцем Руси после смерти его брата Мстислава и заключения другого брата – Судислава. Историки сторонники и той и другой летописных дат вполне аргументировано опровергают их обе. Некорректность этих дат подтверждают и датированные граффити, найденные в разных местах собора. В сопоставлении с днями освящения Софии, которые сохранились в Святцах, датой основания храма следует считать 4 (17) ноября 1011 года, а завершения (инаугурации) – 11 (24) мая 1018 года. То есть собор был заложен и почти окончен крестителем Руси князем Владимиром (годы жизни 980-1015), а завершен его сыном Ярославом.
Еще одним подтверждением этому стали лабораторные исследования фресковой штукатурки и глазурованных плит пола, которые абсолютно идентичны в Софийском соборе и Десятинной церкви, которую, как известно, построил Владимир. В отличие от них в Георгиевской и Ирининской церквях, построенных позже Ярославом, эти материалы значительно отличаются.
Точная дата основания Софии позволяет уточнить и толкование светских фресок собора – княжеского группового портрета в главном нефе и росписей лестничных башен, ведущих на княжеские хоры. Княжеский портрет раньше определялся как изображение семьи Ярослава Мудрого, но его старшие дети родились с 1020 по 1032 годы, а на фреске изображены взрослые люди. Не нашла своего подтверждения и гипотеза о том, что на светских росписях лестничной башни изображен визит княгини Ольги в Константинополь, поскольку это противоречит и содержанию фресок, и средневековым ментальным и обрядовым нормам, и иконографическим канонам. В свете уточнения датировки строительства собора следует признать, что на княжеском групповом портрете изображена семья крестителей Руси Владимира и его супруги Анны, а в башне – заключение их династического брака, положившего начало обращению Руси в христианство.
Изложенные выводы исследователей подтверждаются и источниками помимо летописей. Яркое свидетельство тому – высказывание современника строительства собора митрополита Иллариона, то в этом деле Ярослав завершил начинания Владимира, как Соломон – начинание Давида в строительстве Иерусалимского храма. Немецкий епископ Титмар Мерзебургский в своей хронике вспоминает Софию как действующую резиденцию Киевского митрополита уже 1017-1018 годах.
1011 год как время основания Софийского собора фигурировал в двух главных надписях.
Титульная надпись с этой датой появилась над входом в собор в конце XVI, возможно, в начале XVII века.
Ктиторская надпись на арках центрального купола была сделана в 1640 году по заказу митрополита Петра Могилы, в чьем распоряжении был софийский архив, сгоревший в 1697 году. Она начиналась словами: «Изволением Божием нача здатися сей Премудрости Божия храм в лето 1011». Фото ктиторской надписи, снятое реставраторами в середине ХХ века, недавно выявлено в архивах заповедника и опубликовано.
Все эти факты неоспоримо доказывают, что красавице Софии Киевской исполнилось тысяча лет. Факт этот, признанный нашими пращурами и доказанный современными историками, надежно удостоверяет сам собор.